9 класс
Ссылка: https://itday.tech-mail.ru/
Материалы могут быть полезны при выборе профессии
ВСЕМ!!!!!
Уже больше 110 000 учеников из разных стран зарегистрировались на участие в осенней Международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок»! Участие бесплатное!
https://olympiads.uchi.ru/olymp/prog - УЧАСТВУЙ И ПОБЕЖДАЙ!!! ЗАЯВИ О СЕБЕ МИРУ IT;)
Олимпиада Высшая проба Принять участие
«Высшая проба» включена в Перечень олимпиад школьников и дает следующие льготы:
Дипломантам 11 класса
- поступление в вузы РФ без вступительных испытаний;
- 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады
Дипломантам 7-10 классов
- право принять участие сразу в заключительном этапе олимпиады в следующем году
Программирование разветвляющихся вычислительных процессов
PascalПолная форма ветвления
if <логическое выражение> then
<команды 1>
else
<команды 2>;
Сокращённая форма ветвления
if <логическое выражение> then
<команды>;
Примечания
1. Если количество команд более одной, то они заключаются в операторные скобки
if <логическое выражение> then begin
<команды> ;
end;
2. Перед else точка с запятой не ставится.
3. Если логическое выражение составное, то простые условия заключаются в круглые скобки. Например: (x <= 5) and (x >=0)
Примеры
1. Дано целое число. Является ли оно чётным? Вывести число и YES или NO в зависимости от результата.
var
x: integer;
begin
readln(x);
if x mod 2 = 0 then
writeln(x, '- YES')
else
writeln(x, '- NO');
end.
2. Дано три целых числа. Могут ли они быть длинами сторон треугольника?Вывести YES или NO, в зависимости от результата.
var
a,b,c: integer;
begin
readln(a,b,c);
if (a < b+c) and (b < a+c) and (c < a+b) then
writeln('YES')
else
writeln('NO');
end.
3. Дано 4 целых числа. Сколько из них не больше 5?
var
a,b,c,d, k: integer;
begin
readln(a,b,c,d);
k:=0;
if a <= 5 then k:=k+1;
if b <= 5 then k:=k+1;
if c <= 5 then k:=k+1;
if d <= 5 then k:=k+1;
writeln(k);
end.
Python
Полная форма ветвления
if <логич. выражение>:
<значение если истина>
else:
<значение если ложь>
Неполная форма
if <логич. выражение>:
<значение если истина>
Каскадное ветвление
if <логич. выражение 1>:
<значение если истинно логич. выражение 1>
elif <логич. выражение 2>:
<значение если истинно логич. выражение 2>
. . .
elif <логич. выражение n>:
<значение если истинно логич. выражение n>
else:
<значение если не выполнилось ни одно из логических выражений 1 .. n>
Задача. Получить квадрат числа, если оно чётное, иначе - получить куб числа.
a = int(input())
if a % 2 == 0:else:
print(a**3)
Знаки отношений: >, <, >=, <=, ==, !=
Логические операции: not, and, or
Практическая работа. Решение задач
Задачи.
Во всех задачах результатом является вывод YES или NO в зависимости от результата.
4. Стороны треугольника a, b, c. Является ли треугольник равносторонним?
5. Стороны треугольника a, b, c. Является ли треугольник равнобедренным?
6. Вводятся координаты точки A(x,y). Принадлежит ли точка прямой y = 3x -2?
7. Дано трёхзначное число. Является ли цифра сотен чётной?
8. Дано трёхзначное число. Является ли цифра десятков чётной?
9. Дано трёхзначное натуральное число. Является ли цифра единиц равной 3 или 7?
Домашнее задание.
Уметь решать все задачи.
Оформить решение 3 любых задач по выбору( из тех, которые не разобрали в классе)
Как разрабатываются программы?Программы для исполнителей.
Python - интерпретируемый язык высокого уровня, реализующий процедурное и объектно-ориентрованное программирование. Режимы работы: - интерактивный; - программный.
Команды Python: операторы, функции. Программа на Python/ Пустая программа. Комментарии в программе.
Функция print. # Первая программа
print("Привет, мир!") Операция умножения, как возможность повторения одного из множителей(на примере функции print)
Pascal - особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования
Практическая работа. Знакомство со средой программирования Python3
Тестирование первой программы: a) в интерактивном режиме; б) в программном режиме
Знакомство со средой программирования Pascal ABC
begin
wrteln('Hello, world');
end.
Базовые структуры алгоритмов: линейные (следование), разветвляющиеся (ветвление), циклические (повторение).
Задача. В двузначном числе поменять цифры местами.
код на Python | код на Pascal |
# # code x = int(input()) x = 10 * (x%10) + x//10 print(x) |
var x: integer; begin readln(x); x:=10*(x mod 10) + x div 10; writeln(x); end.
|
д.з.
1)написать программу (программу логичнее писать на питоне)
2) Дано трехзначное число. Вывести на экран сумму его цифр.(можно использовать или питон или паскаль)
Игровые модели
1 Онлайн - тестирование
2. Понятие об игровой модели.
Игры с полной информацией.
Теория игр - раздел прикладной математики. Решает задачу реализации стратегии (алгоритма игры), которая позволяет безошибочно участнику игры выигрывать.
Игровые позиции: выигрышные и проигрышные.
Практическая работа. Составление игровых моделей
д.з.
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучи камней, в первой из которых 3, а во второй – 6 камней. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или удваивает число камней в какой-то куче, или добавляет 2 камня в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 24 камней. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигравшего игрока? Ответ обоснуйте.
9а 1 и 2 группы, 9б,в,г 2 группы -8.12-
граф (вершины графа, рёбра графа, дуги графа, взвешенный граф, цепь, цикл)
-
сеть (граф с циклом)
-
дерево (граф без циклов)
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 3
2. возведи в квадрат
Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 21211 — это алгоритм: возведи в квадрат, вычти 3, возведи в квадрат, вычти 3, вычти 3, который преобразует число 3 в 30.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
б)Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется первый символ цепочки, а если чётна, то в середину цепочки добавляется символ А. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка СФБЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ПО.Дана цепочка символов БРА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Цепочка из четырёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:
– на третьем месте цепочки стоит одна из бусин H, E;
– на втором месте — одна из бусин D, E, C, которой нет на третьем месте;
– в начале стоит одна из бусин D, H, B, которой нет на втором месте;
– в конце — одна из бусин D, E, C, не стоящая на первом месте.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
уметь решать все! задачи, оформить в тетради решение любых 5
ОГЭ - 4: Поиск оптимального пути в графе (К. Ю. Поляков, №№ 1191, 1178)
Домашнее задание
ОГЭ - 4: Поиск оптимального пути в графе.
уметь решать все! задачи, оформить в тетради решение любых 5
Пересечение множеств A и B: AÇB = {3, 4, 5} - множество, состоящее из элементов, входящих одновременно в множество A и в множество В.
Объединение множеств A и B: AÈB = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7} - множество, состоящее из элементов, входящих хотя бы в одно из множеств: A или в В.
Подмножество - это множество, состоящее из элементов, входящих в другое множество. C = {3, 4, 5} - подмножество множества A = {1, 2, 3, 4, 5}.
Дополнение множества. Так как C является подмножеством A, то дополнением C до A является множество {1, 2, 3}, состоящее из элементов, не выходящих в множество A.
Решение задач
1. В классе 20 человек. На экзаменах по истории, математике и литературе 10 учеников не получили ни одной пятерки, 6 учеников получили 5 по истории, 5 – по математике и 4 – по литературе; 2 - по истории и математике, 2 - по истории и литературе, 1 - по математике и литературе. Сколько учеников получили 5 по всем предметам?
2. В спортивном лагере 100 человек, занимающихся плаванием, легкой атлетикой и лыжами. Из них 10 занимаются и плаванием, и легкой атлетикой, и лыжами, 18 – плаванием и легкой атлетикой, 15 – плаванием и лыжами, 21 – легкой атлетикой и лыжами. Число спортсменов, занимающихся плаванием, равно числу спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, и равно числу спортсменов, занимающихся лыжами. Найти это число.
3. В группе 20 учеников. После медицинского осмотра на дополнительное обследование 14 учеников были направлены к терапевту, 6 – к окулисту, 5 – к ортопеду. К терапевту и окулисту были направлены 3 ученика, к терапевту и ортопеду –3, к окулисту и ортопеду – 2. Сколько учеников были направлены к терапевту, окулисту и ортопеду?
д.з.
B8 - Запросы в поисковых системах (kpolyakov.spb.ru) - пройти тест, подготовиться к решению задач по этой теме на следующий урок
Какая модель называется математической?
Какая модель называется компьютерной?
Какая модель называется имитационной?
Множество - это совокупность объектов различной природа, которые рассматриваются как единое целое
Обозначение множеств: A, B, C, D, E, F, G и т.д. Множества обозначаются заглавными буквами латинского алфавита.
Объекты, входящие в множество называют элементами множества.
Элементы множества заключаются в фигурные скобки.
A = {1, 2, 3, 4, 5}; B = {3, 4, 5, 6, 7}; C = {3, 4, 5}; D ={0, 8, 9}
Пересечение множеств A и B: AÇB = {3, 4, 5} - множество, состоящее из элементов, входящих одновременно в множество A и в множество В.
Объединение множеств A и B: AÈB = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7} - множество, состоящее из элементов, входящих хотя бы в одно из множеств: A или в В.
Подмножество - это множество, состоящее из элементов, входящих в другое множество. C = {3, 4, 5} - подмножество множества A = {1, 2, 3, 4, 5}.
Дополнение множества. Так как C является подмножеством A, то дополнением C до A является множество {1, 2, 3}, состоящее из элементов, не выходящих в множество A.
Множество, не содержащее элементов, называется пустым и обозначается Æ
Пересечением множеств A и D является пустое множество. AÇD = Æ
Пересечением множеств A и A является множество A. AÇA = A
Обозначение множеств и операций над множествами кругами Эйлера.
|AÇB| = |A| + |B| - |AÈB|
|AÈB| = |A| + |B| - |AÇB|
Практическая работа. Выполнить в тетради:
Задание 1
Запишите множество, состоящее из цифр четверичной системы счисления.
Задание 2
Запишите множество, состоящее из эквивалентов двоичных кодов, соответствующих цифрам четверичной системы счисления.
Задание 3
Даны множества:
A = {c,а,м,о,к,а,т}; B ={с,а,м,о,л,ё,т}; C = {c,а,м}
Запишите с помощью фигурных скобок:
3.1. пересечение множеств A и B;
3.2. объединение множеств A, B, C;
3.3. пересечение множеств A и C;
3.4. дополнение множества C до множества A;
3.5. дополнение множества С до множества В;
3.6. изобразите кругами Эйлера пересечение множеств A и B;
3.7. изобразите кругами Эйлера объединение множеств A, B.
Скриншоты практической работы и ответов на вопросы прислать на почту elena.kaluzhskikh@yandex.ru
Что такое модель? Что называется моделированием?Зачем моделируют? Цель моделирования.Натурная (материальная) модель.
Информационная модель.Классификация информационных моделей: по предметной области, по временному фактору, по форме представления.Компьютерные модели.Математические модели.Имитационные модели.Этапы моделирования
Реальный объект - Анализ - Существенные признаки - Формализация - Информационная модель
Формализация.
Понятие о знаковой модели.
Что такое словесная модель?
Какая модель называется математической?
Какая модель называется компьютерной?
Какая модель называется имитационной?
Практическая работа "Исследование готовых моделей"
Roomtodo - online home design and room planner
д.з.
УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ! КТО НЕ ПРИСЛАЛ САЙТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО
ПРИСЛАТЬ ДО СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА!!!!!!!!!Онлайн тест «Всемирная компьютерная сеть Интернет». Вариант 1
Онлайн тест «Всемирная компьютерная сеть Интернет». Вариант 2