10 класс

2. полезные ссылки:

Ссылка: https://itday.tech-mail.ru/

Материалы могут быть полезны при выборе профессии

 
  

ВСЕМ!!!!!

Уже больше 110 000 учеников из разных стран зарегистрировались на участие в осенней Международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок»! Участие бесплатное!

https://olympiads.uchi.ru/olymp/prog -     УЧАСТВУЙ И ПОБЕЖДАЙ!!! ЗАЯВИ О СЕБЕ МИРУ IT;)

Олимпиада Высшая проба  Принять участие

«Высшая проба» включена в Перечень олимпиад школьников и дает следующие льготы:

Дипломантам 11 класса

- поступление в вузы РФ без вступительных испытаний;

- 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады

Дипломантам 7-10 классов

- право принять участие сразу в заключительном этапе олимпиады в следующем году

 

10б -10/01, 10а - 11/01

Диаграммы Эйлера-Венна.

Решение заданий ЕГЭ-2

Решение   логических задач   с помощью кругов Эйлера

д.з.Решить в тетради:

1. Упростить логическое выражение ((B + C • А) → (АC + D)

2. Построить для упрощенного выражения Таблицу Истинности

3.

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

 

Запрос Найдено страниц
(в тысячах)
Евклид & Аристотель & Платон 120
Евклид & Платон 280
Евклид & Аристотель 780

 

Компьютер печатает количество страниц (в тысячах), которое будет найдено по следующему запросу: Евклид & (Аристотель|Платон) Укажите целое число, которое напечатает компьютер. Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

10б -20.12, 10а - 21.12

Упрощение логических выражений

Тестирование

1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

1. F(a,b,c,d) =  a ∧ ¬b ∨ (a ∨ b) ∧ c ∨ d

 

2. F(x,y,z) = (x ∧ y) ∨ (¬x ∧ ¬z)

 

 

Ассоциативность логических операций И, ИЛИ. исключающего ИЛИ, эквиваленции (A*B)*C = A*(B*C)

 

Построение таблиц истинности логических выражений.

Понятие о тавтологии и противоречии. (A + not A = 1 для любых A - тавтология), (A * not A = 0 для любых А противоречие), закон общей инверсии. Решение заданий ЕГЭ-2

д.з.  ЕГЭ-2 1-58(любые 5 оформить в тетради( по одной из каждого деятка))

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Принять участие в  миероприятии

Всероссийский диктант
по искусственному интеллекту

Скрин участия выслать на почту elena.kaluzhskikh@yandex.ru

10б -13.12, 10а - 14.12

 

Понятие о логике. Формы мышления


Понятие о логике. Формы мышления.

Логические операции.

Логика - (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум, мыль) Логика - наука о формах и способах мышления. Основные категории логики (формы мышления): понятие, высказывание, умозаключение.

Задача логики - выяснить истинность утверждений. Формальная логика  — наука о законах и операциях правильного мышления, учит рассуждать при помощи формального языка.

Мышлениепроцесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Высказывание - это предложение, о содержании которого можно утверждать истинно оно или ложно.

Значения высказываний: ИСТИНА (True, 1, да), ЛОЖЬ (False, 0, нет).

Логические операции: отрицание (не, not), коньюнкция (и, /\, and, &, *), дизъюнкция (или, \/, or, |, +), импликация (--->, если то), эквивалентность (эквиваленция) (<--->, ~, º), исключающее или (Å)

Таблица истинности логических операций

 

 

инверсия

не

коньюнкция

и

дизъюнкция

или

импликация

если ..., то

эквивалентность

тогда и только тогда

исключающее или

штрих

Шеффера

|

И-НЕ

 (not and)

стрелка

Пирса

¯

ИЛИ-НЕ

 (not or)

А

В

¬A

А /\ В

А \/ В

А -> В

A<->В

А xor В

А | В

А ¯В

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

Приоритет выполнения логических операций: не, и, или  Логические выражения.

Построение таблиц истинности логических выражений.

1 Доказать, что  A -> B = not A \/ B

2. F(A,B)= not(A\/B) -> A/\B

3. F(A,B,C) = not A <=> B\/A/\ not C

Домашнее задание.

 

Составить таблицы истинности логических функций:

3. F(A,B) = not (A/\B);

4. F(A,B) = not A \/ not B;

5. F(A,B) = not (A\/B);

6. F(A,B) = not A /\ not B;

 

10б -6.12, 10а - 7.12

Кодирование символов

1. зачет по теме "системы счисления"

2. Разбор новой темы

Кодирование информации. Код. Язык. Структура языка. Мощность алфавита. Информационный объём одного символа алфавита.Формальный язык.Символ, пиктограмма.Аналоговые и дискретные сигналы.Дискретизация. Знак.Знаковая система.Формальный язык.Равномерный и неравномерный код.Декодирование.

•Кодирование – это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и автоматической обработки.
•Код – это правило, по которому сообщение преобразуется в цепочку символов.
•Язык – это система знаков и правил, используемая для записи и передачи информации.
•Алфавит – это набор знаков, который используется в языке. Обычно символы в алфавите расположены в определенном порядке.
•Мощность алфавита – это количество знаков в алфавите.
•Сообщение – это любой набор знаков какого-то алфавита.
•Если алфавит языка состоит из N символов (имеет мощность N), количество различных сообщений длиной L знаков вычисляется как .
•Формальный язык – это язык, в котором однозначно определяется значение каждого слова, а также правила построения предложений и придания им смысла.

Если алфавит языка состоит из N символов (имеет мощность N), количество различных сообщений длиной L символов вычисляется как:

M=NL

Если длина сообщений может меняться, то для вычисления общего количества различных сообщений нужно сложить количества сообщений для каждой возможной длины: M = M1 +  M2 + … +  MK.

  • если слово состоит из L букв, причем есть n1 вариантов выбора первой буквы, n2 вариантов выбора второй буквы и т.д., то число возможных слов вычисляется как произведение

N = n1 · n2 ·  … · nL

3. 

ЕГЭ-8 №№ 21, 22, 26, 47, 60

Домашнее задание.

ЕГЭ-8 №№ 25, 29, 32, 51, 63

 

10б -29.11, 10а - 30.11

Практикум по решению задач

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 563;
б) 264;
 

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 11000100102;
д) 4168;
е) 21516.

3. Выполните сложение чисел.

а) 101111112+1100100002;
г) 1512,48+1015,28;
д) 274,516+DD,416.

4. Выполните вычитание чисел.

а) 10000010012-1111101002;
г) 1501,348-1374,58;
д) 12D,316-39,616.

ЕГЭ-14: №№ 3,  9,  28,  43,  70,  85

д.з. ЕГЭ-14: №№  5, 12,  35, 60,  76, 88

зарегистрироваться на платформе 

10б -22.11, 10а - 23.11

Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.

Определение системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Алфавит системы счисления.

Разряд (позиция) знака в системе счисления. нумерация разрядов целых и дробных (вещественных) чисел.

Перевод чисел из системы счисления с основанием p в десятеричную систему счисления. (ap = x10)

Перевод чисел из десятеричной системы счисления в другую систему счисления. (a10 = xp)

Компьютерные системы счисления. Перевод чисел в двоичную систему счисления методом выделения степеней числа 2. Правила выполнения арифметических действий в различных системах счисления.

Демонстрация действия сложения над числами в различных системах счисления.

1.   а) 3410 + 2310 = 5710 ; б) 6810 + 5110 = 11910 (8+1 =9, 6 + 5 =11= 10 +1, где 10 - это 1 следующего разряда)

2.   а) 12104 + 11234 = 23334; б)  12324 + 13214 = 32134  (1+2=3, 2+3=5=4+1, где 4 - это 1 десяток, единица следующего разряда, 3+2+1=6=4+2, где 4 - это 1 десяток, единица следующего разряда, 1+1+1=3)

3.   а) 10112 + 1002 = 11112;  б) 10112 + 10012 = 101002

4.   а) 27A16 + 58416 = 7FE16; б) 38А916 + 878916 = С03216

Практическая работа. Позиционные системы счисления

ЕГЭ-14: №№ 3,  9,  28,  43,  70,  85

           

Домашнее задание

Решите задания, решения офрмиь в тетради

а) 213= x10; б) 10111012 = x10; в) 3AC12 = x10; г) 121,25 = x10;

д) 23310 = x3,4,7,8,9,16;

е)   34217 + 63247; ж) 5432+ 26679; з) 723AF16 + 2312C16; и) 1001012 + 10101012;

ЕГЭ-14: №№  5, 12,  35, 60,  76, 88

10б -15.11, 10а - 16.11

Алфавитный подход к оценке количества информации

I  = k*i, I - количество информации в сообщении, k - количество знаков, i - информационный объём одного знака

Практическая работа. Вычисление информационного объёма сообщения.

ЕГЭ-11 №№ 1, 3, 6, 10, 12, 22, 23     №№ 33, 37, 51, 54, 55, 57, 60, 64

 

Домашнее задание

ЕГЭ-11. Уметь решать №№ 1 - 30, оформить решение 5 любых заданий из нерешённых, шаг выбора заданий - min = 4

 

10б - 25.10, 10а - 26.10

ДЕВОЧКИ:

УСЛОВИЕ ФАНО

МАЛЬЧИКИ:

Условие Фано (ЕГЭ)

Графы: количество путей (ЕГЭ)

Графы: кратчайшие пути

ПРОЙТИ ТЕСТЫ, ПРИСЛАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ПОЧТУ elena.kaluzhskikh@yandex.ru ДО 7.11.2021

Алфавитный подход к оценке количества информации

I  = k*i, I - количество информации в сообщении, k - количество знаков, i - информационный объём одного знака

Видео к уроку

интерактивный плакат "Алфавитный подход к определению количества информации"

д.з. уметь решать  задачи:

ссылка на задачи

10б - 18.10, 10а - 19.10

Решение задач

Практичекая работа по решению задач (темы: Графы, таблицы, условие Фано)

ЕГЭ-1  Использование и анализ информационных моделей (таблицы, диаграммы, графики).

ЕГЭ-13Поиск путей в графе

ЕГЭ - 4 Условие Фано

Кодирование и декодирование

Вопросы: кодирование, код, равномерное кодирование, неравномерное кодирование, условие Фано.

Практическая часть: решение задач

 - Условие Фано (ЕГЭ) (kpolyakov.spb.ru)

д.з. выпонить решение задач в тетради(что не успели на уроке):

 - Условие Фано (ЕГЭ) (kpolyakov.spb.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ЖЕЛАНИЮ - пройти урок цифры Искусственный интеллект в образовании — Урок Цифры 2021-2022 (xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai) - получить сертификат и  приcлать  его на почту elena.kaluzhskikh@yandex.ru

10б - 20.09, 10а - 21.09

Структура информации

Таблицы, списки, деревья. Матрица смежности, вечовая матрица, степень вершины, список смежности, оптимальные маршруты.

Графы

Графы, вершины, дуги, петли. Ориентированный граф.

Практическая работа

ЕГЭ-1  Использование и анализ информационных моделей (таблицы, диаграммы, графики).

ЕГЭ-13Поиск путей в графе

ответить на вопросы теста письменно в тетради

д.з.

п.3, вопросы после параграфа

оформить решение задач из :

ЕГЭ-1 Уметь решать  задания. Оформить любые 4 задачи в тетради

ЕГЭ-13: Уметь решать задания. Оформить любые 4 задачи в тетради

10б - 13.09, 10а - 14.09

Информация и информационные процессы

Вопросы

Происхождение слова информация. Что означает computer science? Когда информатика стала самостоятельной наукой?

Из какой науки выделилась наука информатика? Что можно сказать о материальности информации? Приведите примеры. Что понимают под информацией на бытовом уровне? Что понимают под информацией в информатике?

Что такое знание? Декларативные и процедурные знания. Что такое данные?

Какие виды информации выделяют по способу получения (по восприятию человеком)? Приведите примеры.

Какие виды информации выделяют по способу представления (в компьютере)? Приведите примеры.

Какие виды информации нельзя представить в компьютере? Почему? Основные свойства информации. Примеры.

Что такое процесс? Что такое информационный процесс? Назовите информационные процессы. Какими способами можно передавать информацию?

Что такое сигнал? Приведите примеры. Что такое знак? Приведите примеры. Что такое канал передачи информации? Приведите примеры. Что такое носитель информации? Приведите примеры носителей информации, которые использует человек и какие используются в компьютере? Изобразите схему передачи сообщения.

Видео к уроку

 

Домашнее задание.

п.1,2

Пройти онлан-тестирование по теме: "Информация и информационные процессы" Результаты записать в рабочей тетради.

Дополнительно: создать  интеллект - карту  сервисами web 2.0 или с помощью программы xmind (скриншот выслать на почту учителя), или  в текстовом процессоре

пример интеллект-карты, сделанной в xmind

(выслать на почту учителя)

 

10б - 06.09, 10а - 7.09

Вводный инструктаж по охране труда. Инструктаж по ТБ на рабочем месте.

 Практическая работа № 1 . Оформление документа.

Домашнее задание

Учебник: стр. 6-11

Пройти онлайн-тестирование по ТБ. Результаты записать в рабочую тетрадь в виде схемы.

Ознакомиться с учебным материалом на стр. 13-29

 

Koнтакт

kaluzhskikh_elena elena.kaluzhskikh@yandex.ru